Первый бунт

24 января 2013 - 00:10

«Красное знамя Севера» продолжает публиковать интересные отрывки из вышедшей в свет книги «Воркута: город на угле, город в Арктике», посвященной 80-летию освоения Печорского угольного бассейна. В рамках этой рубрики газета рассказывает о ГУЛАГовском прошлом Заполярья.

Для вывоза угля из Воркуты разработан четвертый вариант транспортировки – строительство узкоколейки от поселка Рудник до пристани Воркута-Вом на реке Уса (приток Печоры). В первой половине 1933-го закончены изыскания трассы, а 25 июля на пристани состоялся митинг строителей, уложивших первое звено железной дороги.

В августе 1934-го на Рудник прибыл первый поезд с шахтным оборудованием, материалами и продовольствием. 1 сентября шахта №1/2 отгрузила пилотный эшелон угля. Узкоколейку в 64 километра построили всего за 103 дня в неимоверно трудных природных условиях и с многочисленными человеческими потерями.

Это была первая железная дорога в Коми, но она не могла обеспечить круглогодичную связь с Большой Землей. Заполярье, между тем, давало все больше и больше угля. В 1935-ом добыто 103,5 тысяч тонн угля. Требовалась новая транспортная схема, исключавшая водный путь.

28 октября 1937 года Совнарком СССР принял решение о строительстве железнодорожной магистрали «Коноша – Воркута». Для изыскания трассы требовались специалисты. Их не хватало, поэтому дополнительные обязанности поручили геологам. Также решено провести изыскания трассы от Воркуты. С зимы 1936-го по лето 1938-го шла работа в этом направлении. На разведке угля оставались считанные геологи. Когда изыскания закончились, геологи разъехались по своим объектам, чтобы продолжить изучение угольного бассейна. А железную дорогу длиной в 1 875 километров построят пять лет спустя.

Первую оценку прогнозных ресурсов Воркутского месторождения сделали П. Полевой, Н. Тихонович и Т. Пономарев. В 1935-1936 годах запасы утвердили в Москве. С августа 1936-го руководителем геологической службы в Заполярье трудился Константин Войновский-Кригер – бывший заключенный, которого освободили за открытие и разведку на Средней Печоре угольного месторождения Еджид Кырта.

В октябре 1936-го произошла первая в истории ГУЛАГа забастовка политзаключенных, не желавших мириться с нечеловеческими условиями содержания. Эту забастовку, как и другие, потопили в крови. Печально известный лейтенант госбезопасности Кашкетин и его команда с января по июнь 1938-го в тундре, в районе старого кирпичного завода, расстреляли 524 заключенных, 447 из которых осуждены по политической 58-ой статье. Спустя два года Кашкетина постигла та же участь.

0

Гулаговская Воркута
Владимир Герун
ГУЛАГОВСКАЯ Воркута…

Воркута поднималась из праха,
Небо серое здесь по утрам,
Здесь сначала стояли бараки,
Окрик с вышек и лай по ночам…

В мёрзлой тундре построили шахты,
Нужен уголь стране позарез,
Под землёй все ЗК несли вахты,
В мерзлоте тут не вскроешь разрез…

Ледяная , суровая школа –
Здесь не выжил ни кто с первых дней,
Но зато металлургов основа
И досада всех наших «друзей»…

Лагеря всё , заборы и вышки –
Вот пейзажи родной Воркуты,
Долгий срок и тебе будет крышка,
Не вернешься домой теперь ты…

Может память потомка нас вспомнит
И получим мы низкий поклон,
На «ЮР-ШОРЕ» венок нам напомнит,
Что здесь в лагере пуля – закон …

Отдавали здесь жизни солдаты
Не виновные, в общем, ни в чём,
Ведь настанет час высшей расплаты,
Божий суд будет строгий потом…

Эшелоны пойдут Ленинграду ,
Будут город блокадный спасать,
Ну а сердце получит награду,
Да за уголь зачёты опять…

http://www.proza.ru/2012/08/09/1391

Отправить комментарий