На Воркутинской ТЭЦ-2 восстановили турбину по технологии, не имеющей аналогов в России

21 января 2013 - 12:21

Одним из основных мероприятий ремонтной программы филиала ОАО "ТГК-9" Коми в 2012 году стало восстановление цилиндра высокого давления (ЦВД) турбоагрегата № 7 на Воркутинской ТЭЦ-2. В ходе работ специалистам пришлось решать задачи высокой технической сложности и применять решения, не имеющие аналогов в современной российской теплоэнергетике.

В конце 2011 года при плановом ремонте 7-го турбоагрегата Воркутинской ТЭЦ-2 были выявлены многочисленные трещины на корпусе цилиндра высокого давления. Общая площадь поврежденного металла составляла более 1 м2, масса - свыше 80 кг.

Металлографические исследования показали, что причиной трещин является заводской дефект отливки корпуса. Более того, выяснилось, что турбоагрегат, изготовленный в начале 70-х годов на Ленинградском металлическом заводе, не единственный, где корпус цилиндра дал трещину. Подобные дефекты выявлялись и на других турбинах, произведенных ЛМЗ 40 лет назад.

На заводе заявили, что цилиндр ремонту не подлежит, а на производство нового требуется 1,5 года и 90 миллионов рублей. Многочисленные экспертные и ремонтные организации также не рискнули браться за работу: восстановление ЦВД в таком объеме в современной России не делал никто.

Решение пришло в лице санкт-петербургского НПО "ЦКТИ". Его специалисты согласились разработать не имеющую аналогов технологию ремонта. Сложная техническая задача заставила все заинтересованные службы действовать быстро и слаженно. Сбор информации для расчетов, результаты текущих обследований неразрушающего контроля, создание базы фотоматериалов, консультации, технические конференции - результатом всей этой работы стала уникальная "Технологическая инструкция по восстановлению металла корпуса ЦВД турбины 7 ТЭЦ-2".

Демонтировать цилиндр не пришлось. Ремонтные работы прямо на ВТЭЦ-2 выполнило ОАО "Е4-Севезапэнергосервис" и субподрядчик – ООО "ЛЭР-Турбо". Для этого на ТЭЦ было доставлено термическое и сварочное оборудование, персонал. Наплавка, зачистка, температурный и технологический, визуально-измерительный и капиллярный контроль проводились в непрерывном режиме.

Когда восстановление металла ЦВД завершилось, место дефекта ничем не отличалось от прилегающих поверхностей, и даже опытный специалист вряд ли мог догадаться, что в этом месте недавно была сквозная дыра.

Уникальность созданной технологии и точность расчетов НПО "ЦКТИ" еще раз подтвердились при сборке турбины. После столь длительных и значительных термических влияний геометрия корпуса не подверглась короблению, что значительно ускорило и упростило сборку.

Сейчас турбоагрегат № 7 находится в работе без каких-либо ограничений. По результатам экспертизы промышленной безопасности получено разрешение на его эксплуатацию сверх паркового ресурса на 50 тысяч часов.

Отправить комментарий